Евразийский научно-исследовательский институт человека
(ЕНИИЧ)
Актуальные проблемы развития общества
+7 (950) 645-90-10
+7 (343) 221-27-88
Наш адрес
г. Екатеринбург,
8 Марта, 62, аудитория 152

Русская философия. Ермакова В. В

Русская философия

Настоящая философия описывает мироздание глазами его познавания человечеством с отображением роли и формы общества людей в мироздании.

 

Философия упанишад, как способ познания истины, вводит понятия брахмана и атмана, как форм сознания. Обращаю внимание, что вводит понятия не индивидуумов, а форм системы свойств. Для образного восприятия мироздания сознания, не смешивая его с мирозданием материальным, можно привести аналогию с элементарными частицами. В квантовой физике центральным понятием служит не частица, а пси-функция, которая принципиально не может быть зафиксирована никаким прибором, то есть является невещественной данностью, как вероятность в определенной системе координат. Следует понимать, что проблема, которую решает квантовая механика, — это проблема самой сути научного метода в познании мира. Все законы материального мира определяют лишь эволюцию систематизации свойств, материя в них не фигурирует.Какими бы ухищрениями мы ни пытались свести мир к наглядным понятиям в виде материи, у нас заведомо ничего не получится. Только признав за основу реальности умозрительное, мы обретаем шанс понять поведение чувственно воспринимаемого явления. Узлы тех нитей, на которых держится что-либо видимое (система свойств), завязываются и развязываются в чем-то невидимым (структура внутренних отношений между элементами системы).  Из квантовой теории с несомненностью вытекает и то, что целое реальнее своих частей. Дело в том, что пси-функция системы всегда адекватнее описывает ее свойства, чем совокупность пси-функций, относящихся к ее частям, взятым по отдельности. Явления общества людей более закономерные, чем действия индивида, его составляющего. Для развития общества надо воздействовать на общественные отношения (структуру) его элементов, которые оказывают влияние на сознание элемента.

Целое обладает некими системными свойствами, которые отсутствуют у его частей по отдельности. При объединении частей в систему вступают в силу совершенно новые законы природы, предсказать которые заранее невозможно. Простейший пример тому – атом, который примем за образ брахмана. Как бы мы ни изучили свойства электронов и нуклонов порознь, которые примем за образ форм атмана, мы никогда не смогли бы предвидеть, что в состоящем из них атоме вступит в силу «запрет Паули», как правило существующее в мире частей нашего целого (структура), формирующее всю менделеевскую таблицу. Строго говоря, само определение «атом состоит из электронов и нуклонов» неверно, надо было бы сказать иначе: «электроны и нуклоны исчезли, и на их месте появился новый объект с новыми свойствами - атом». Это философское суждение созвучно с античной философией о мировой душе, когда разумные и неразумные явления исчезают в общности – едином. Поэтому не надо отождествлять или противопоставлять брахмана (целое) с атманом (частью целого), т.к. это разные системы свойств одного единого организма.